Размещение объектов капитального строительства в зоне автомобильного обхода г. Волгограда

Красовская О.В., Хмелёва Д.С., Зиновьев А. С.

2009

В настоящее время по заказу Управления автомобильных дорог Администрации Волгоградской области НПИ «ЭНКО» разрабатывает Проект границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства в зоне автомобильной дороги «Обход города Волгограда». Проект крайне актуальный, имеющий огромное значение для всей Волгоградской области. Экономико-географическое положение Волгограда как крупной агломерации в сочетании с его промышленным потенциалом обеспечивают городу роль одного из крупнейших транспортных узлов Южного федерального округа. Через Волгоград проходят важнейшие железнодорожные системы, автомобильные дороги федерального значения, транснациональный воздушный коридор, водные системы для речных и морских перевозок с использованием Волго-Донского судоходного канала. Значение Волгогррадского интермодального узла заключается не только в обработке транзитных грузов, но также в экспортно-импортных операциях предприятий собственно Волгограда и Волгоградской области. Федеральные автомобильные дороги, проходящие по территории области, входят в состав международных транспортных коридоров "Север-Юг" и "Запад-Восток". Планировочная структура Волгограда уникальна - город вытянулся вдоль р. Волги на 90км! Исторически Царицын-Сталинград-Волгоград имеет агломерационную планировочную структуру, образовавшуюся путем постепенного слияния отдельных населенных пунктов, размещавшихся по высокому правому берегу Волги. Естественно, что для такого линейного градостроительного образования с миллионным населением как Волгоград, надежное транспортное обслуживание является основополагающим условием. Одна из самых острых проблем - автомобильный транзит проходит по городским магистральным улицам через жилые районы и центральную часть города, суммируясь с транспортными потоками самого Волгограда. В Генеральном плане Волгограда, который был разработан специалистами НПИ «ЭНКО» и утвержден в июне 2007 г. разделу «Развитие транспортной инфраструктуры» было уделено особое внимание. Строительство автомобильного обхода Волгограда – одно из важнейших мероприятий, заложенных в Генеральном плане. Зона градостроительного и инфраструктурного влияния автомобильного обхода г. Волгограда распространяется на присоединенную западную часть города Волгограда (западная часть Советского района) и прилегающую территорию Городищенского и Светлоярского районов Волгоградской области. Расположение в пригородной зоне крупного города определяет для данных двух районов роль обслуживающей периферии. Однако транзитное экономико-географическое положение позволяет говорить о создании благоприятных предпосылок активизации хозяйственной деятельности и масштабных экономических и градостроительных преобразований на территории Городищенского и Светлоярского муниципальных районов именно в контексте проекта «Обход города Волгоград». Общая социально-градостроительная концепция проекта по размещению объектов капитального строительства – автомобильный обход Волгограда должен стать фактором комплексного развития прилегающей территории города и в целом Волгоградской области. Основными функциями автомобильного обхода являются: 1)обслуживание транзита; 2) обслуживание Волгограда; 3)обслуживание прилегающих муниципальных районов. В работе принята следующая последовательность проектирования: 1) Принципиальное решение по планировочной организации зоны инфраструктурного и градостроительного влияния автомобильного обхода; 2) Функциональное зонирование территории градостроительных узлов, тяготеющих к транспортным развязкам на обходной дороге; 3) Предложения по размещению и объемно-пространственному решению зон размещения объектов капитального строительства в намеченных узлах. В проекте выполнены ориентировочные расчеты территорий основных функциональных зон и приведена экспликация объектов. Трасса западного автотранспортного обхода объединяет между собой все подходы радиальных автодорог, а именно: Саратовского, Московского, Ростовского, Элистинского, Астраханского и др. направлений. Трасса дороги проходит преимущественно по территориям сельскохозяйственного назначения. С планировочной точки зрения трасса автомобильного обхода делится на две принципиально разные части: северный и южный участки. Северный участок автомобильного обхода (от Саратовского до Ростовского направлений) проходит на достаточно большом расстоянии от территории г. Волгограда, которая обслуживается тремя продольными магистралями. Таким образом, основной функцией северного участка обхода является обслуживание транзитных потоков. Но территория между городской застройкой и трассой северного участка автомобильного обхода Волгограда также получит дополнительный импульс для инвестиционного и инфраструктурного развития. На этой территории проектом резервируются площадки для новых производственных, жилых и обслуживающих зон. Южная часть (от Ростовского до Астраханского направлений) проходит достаточно близко к городской территории Волгограда, пересекает западную часть Советского района города и может служить не только обходной дорогой, но и обслуживать транспортные потоки южных районов Волгограда. Поперечные транспортные магистрали, развязанные в разных уровнях с автомобильным обходом, служат для связи районов в береговой зоне Волги, многофункциональных и обслуживающих комплексов в зоне автомобильного обхода и западных территорий Советского района, тяготеющих к Волго-Донскому каналу. Одновременно, южный участок обхода, проходя по водоразделу Волги и Дона, является транспортно-планировочной и градостроительной осью всей территории между Волгой и Волго-Донским каналом. Таким образом, в южном участке трассы влияние новой магистрали на социально-экономическое и градостроительное развитие прилегающей территории является градоформирующим. Строительство автомобильного обхода позволит более интенсивно развивать территории Советского района г. Волгограда для жилых и рекреационных функций. Проектом предлагается строительство новых поселков малоэтажного и дачного строительства на присоединенных территориях г. Волгограда в зоне Волго-Донского канала. Многофункциональные узлы активного градостроительного развития, в которых размещены объекты капитального строительства, должны быть приурочены к пересечениям автомобильного обхода г. Волгограда с подходящими радиальными федеральными и региональными дорогами, поперечными направлениями улично-дорожной сети. Исходя из анализа системы расселения и территориальной дифференциации мест приложения труда в г. Волгограде, наиболее нагруженными территориями, концентрирующими жилые и обслуживающие зоны, являются центральные районы Волгограда (Центральный, Дзержинский, Ворошиловский, Советский), имеющие прямые внешние выходы по поперечным транспортным направлениям в узлы пересечения трассы обхода и подходящих автодорог. Именно поэтому два наиболее крупных многофункциональных обслуживающих узла должны размещаться на Московском и Ростовском направлениях. На графических материалах проекта даны предложения по зонированию территории влияния автомобильного обхода для размещения объектов капитального строительства различного функционального назначении (рис.1). На схеме выделены следующие виды функциональных зон: индустриальные и транспортно-логистические; обслуживающие; рекреационные; жилые. Отдельно выделены две специфические зоны - многофункциональная транспортно-обслуживающая и индустриальная зона аэропорта «Гумрак»; зона комплекса технических видов спорта (на базе Бекетовского аэродрома). Для целей размещения объектов капитального строительства зона влияния автомобильного обхода разделена на несколько секторов, различающихся по планировочными условиями: 1. Саратовский сектор (примыкание автомобильного обхода г. Волгограда к федеральной автодороге 1Р 228 Сызрань-Саратов-Волгоград). Градостроительный узел формируется в районе Ерзовки, состоит из индустриальной и транспортно-логистической зоны (к югу от трассы обхода); жилой зоны (развитие жилой застройки в западном направлении от Ерзовки; рекреационной зоны (к востоку от узла) по направлению к Волге. В районе пос. Орловка и Водстрой размещены две индустриальные зоны. 2. Московский сектор (пересечение автомобильного обхода с трассой федеральной дороги М-6 «Каспий»). Градостроительный узел включает в себя две индустриальные и траспортно-логистические зоны, расположенные с южной стороны от железной дороги; обслуживающую зону, вытянутую по существующему радиальному направлению автодороги «Каспий»; в прилегающих к узлу поселках Нов. Надежда и Кузьмичи формируются дополнительные жилые зоны. К западу от узла размещена рекреационаая зона (рабочее название – «Парк-комплекс историко-культурных достопримечательностей Волгограда и области «Мини Волгоград». К этому же сектору тяготеет зона аэропорта «Гумрак» с обслуживающей инфраструктурой, развивающейся вдоль магистрали в восточном направлении. 3. Ростовский сектор. Градостроительный узел формируется в непосредственной близости от пос. Горьковский на пересечении автомобильного обхода с федеральной автодорогой М-21 Волгоград-Каменск-Шахтинский. Зона активного градостроительного развития вытянута вдоль автодороги М-21. В юго-восточной части узла к югу от железной дороги расположена индустриальная и транспортно-логистическая зона. К западу от узла вдоль ростовского направления расположена обслуживающая зона. В северной части пос. Горьковский размещаются территории для нового малоэтажного строительства. В северной части узла зарезервирована территория для малоэтажного жилищного строительства (рис. 2, арх. Семенов В. С.). 4. Волго-Донской сектор. Расположен на территории г. Волгограда. Вдоль канала размещены новые малоэтажные коттеджные и дачные поселки (районы пос. Водного, Горного, Майского), активным стимулом для которых является реконструкция поперечных транспортных направлений, связывающих территории города Волгограда и новые селитебные образования в зоне канала. В узлах пересечения трассы обхода и поперечных транспортных связей формируются индустриальные и транспортно-логистические зоны, а также обслуживающие зоны. К данному сектору тяготеет особая рекреационаая зона – комплекс технических видов спорта на базе аэродрома «Бекетовский». 5. Сальско-Элистинский сектор. Зона активного малоэтажного строительства в районе пос. Ивановка и вдоль Волго-Донского канала. Предложено формирование новой индустриальной и транспортно-логистической зоны. Обслуживающая и жилая зоны формируются на пересечении автомобильного обхода и ответвления к г. Элисте от автодороги «Каспий». В секторе предусмотрено размещение зоны для малоэтажного жилищного строительства. 6. Астраханский сектор. Градостроительный узел восточнее Красноармейского района г. Волгограда в месте примыкания автомобильного обхода к автодороге М-6. С южной стороны автодороги размещена транспортно-логистическая зона; с северной стороны – обслуживающая зона (рис. 3, арх. Солдатенков Я. Ю.). Западный автотранспортный обход объединяет между собой все подходы радиальных автодорог, а именно: Саратовского, Московского, Ростовского, Элистинского, Астраханского и др. направлений. При размещении объектов капитального строительства учтен проект первоочередного участка «обхода г. Волгограда» от а/д М-21 «Волгоград – Каменск-Шахтинский» до участка Волгоград – Астрахань а/д М-6 «Каспий», разработанный ОАО «ГИПРОДОРНИИ» (Саратовсктий филиал, 2006 г.). Все пересечения с радиальными направлениями решены в виде развязок движения в разных уровнях. При размещении объектов капитального строительства в зоне проектируемой автомобильной дороги выдвинут основополагающий принцип: обеспечение беспрепятственного движения транзитного автомобильного транспорта. Для этого должны быть выполнены следующие условия: для каждой группы объектов, образующих развитую территорию, должна быть обеспечена самостоятельная внутренняя транспортная инфраструктура – дорожная сеть, замыкающаяся в ряде случаев на боковые местные проезды, идущие параллельно основным проезжим частям; эта дорожная сеть должна иметь как минимум два выхода, один из которых - на обходную дорогу, другой – на соответствующее радиальное направление; на примыкании выходов к проезжей части обходной или радиальной дороги должно быть разрешено только правоповоротное движение. Все левые повороты должны совершаться через предусмотренные проектом развязки, что обеспечивается предусмотренным выходами на каждую из пересекающихся основных дорог. В исключительных случаях допускается строительство дополнительных развязок в разных уровнях за счет инвестиций владельцев объектов капитального строительства; для минимизации левоповоротного движения следует организовать дублирование объектов транспортного обслуживания (АЗС, СТО, автостоянок и т.п.) с размещением их по ходу движения по обе стороны основной проезжей части; в крупных узлах при соответствующем обосновании следует устраивать внеуличные пешеходные переходы или пешеходные светофоры. Для разработки проекта размещения объектов капитального строительства в зоне дороги «Обход города Волгограда», был изучен зарубежный опыт, а также материалы по обоснованию строительства окружных дорог крупнейших городов РФ: Градостроительное обоснование прохождения Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области (ЦКАД); Программа градоэкономического развития и управления территорией, прилегающей к южному полукольцу КАД, вокруг г. Санкт-Петербурга. При разработке проекта была использована ранее разработанная проектная документация и материалы стратегического планирования. В заключении необходимо отметить, что строительство автомобильной дороги «Обход города Волгоград» – это очень крупный инвестиционный проект. Мультипликативный эффект новой магистрали будет проявляться в качестве предпосылок для градостроительного развития как непосредственно прилегающей к ней территории, зоны её влияния, так и всей агломерационной системы «Большой Волгоград». Особое значение для организации и управления территорией, прилегающей к будущей магистрали, является разработка стратегических направлений и системы мероприятий по ее комплексному развитию. Значительной составляющей данной стратегии является проект размещения объектов капитального строительства в зоне влияния автомобильного обхода.

Вернуться к списку публикаций